Войти через госуслуги

Мониторинг профессиональных намерений школьников совместно с Министерством образования и науки.

Анализ проведенного мониторинг профессиональных намерений учащихся 9-11 классов  общеобразовательных организаций региона.
 
В современном обществе молодежь является главным источником трудового потенциала, и от ее профессионализма, экономической активности и поведения в сфере занятости во многом зависит успешность социально - экономического развития региона.
Социально-экономическая ситуация тесно связана с рынком труда. Продолжает сохраняться  необходимость в активных профоиентационных мерах, решающих задачи подготовки профессионально компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов, способных в короткое время овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и перестроить свою деятельность.
В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессий ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, продолжает, носить актуальный характер.  Тем самым школа реализует свою гуманистическую функцию, помогая школьникам осуществить социальное и профессиональное самоопределение.
Ежегодно агентство по занятости населения  совместно с министерством образования и науки Астраханской области и общеобразовательными организациями проводит мониторинг профессиональных намерений учащихся 9-х и 11-х классов Астраханской области. 
Профориентационная деятельность ведется в течение учебного года. Педагоги и специалисты службы занятости совместно проводят профориентационные мероприятия, на которых школьники получают структурированную информацию о способностях и возможностях, а также о  путях их развития, помогают разобраться в мотивах предпочтений профессиональных сфер деятельности.
 В 2021 году в мониторинге приняло участие   11 320 школьников, из них:     8 225– учащиеся 9-х классов (73%), 3095- учащиеся 11 классов (27%). Все больше и больше школьники проявляют интерес к вопросу выбора профессии, и охотно участвуют в анкетировании профессиональных намерений.
К концу учебного года школьники принимают окончательное решение о продолжении получения образования в образовательных учреждениях высшего и среднего звена. К моменту окончания основной школы свое решение считают окончательным 67,9 % опрошенных (7686 учащихся), 32,1% делают выбор не уверенно (3629 учащихся).  
Из графика видно, что данные по сравнению с октябрем 2020 года  не значительно разнятся. Что говорит о сохранности осознанного подхода современных школьников к выбору профессии. Есть необходимость учащимся уже в начале года принимать это решение, так как важно определиться с углубленным изучением школьных предметов, необходимых при поступлении в учебные заведения.
 

 
 
Из числа тех респондентов, которые входят в разряд сомневающихся  с выбором 7,9% не могут выбрать из двух вариантов, 3,4% понимают, что по каким либо причинам должны делать выбор не в пользу своего собственного интереса, 2,4 % сомневаются, что профессия, которая их привлекает, не сможет удовлетворить потребности в будущем,  оставшиеся 18,4% просто не хотят делать выбор самостоятельно и опираются на мнение взрослых.
 

 
Но большая часть подростков отмечают, что сами проявляют порой инициативу и заводят разговоры с взрослыми на тему: Кем быть? Исходя из результатов анкетирования, по - прежнему сохраняется на приоритетном уровне мнения родителей – 47,5% (61,3% в 2020 г.).  А также увеличилось число школьников, которые самостоятельно делают выбор, опираясь только на собственный интерес -16,8% (10,6% -в 2020 г.). Поднялся процент учащихся, которые стали чаще обращаться к специалистам профконсультантам- 15,3% (10,1% в 2020г.). Однако преподаватели снизили свой показатель -12,8% (16,6% в 2020 г.). И это связано с тем, что стали вести тесное сотрудничество со специалистами служб профориентационной деятельности.
Из графика видно, что подростки стали меньше советоваться по выбору профессии со сверстниками, таких в 2021 году  6,1%,  и по сравнению с 2020 годом (12,7%) показатель снизился почти в два раза.

 
Все более расширяется свобода выбора жизненного пути в соответствии с призванием, склонностями, способностями, усложняющимися запросами и потребностями оптанта (т.е. человека, выбирающего профессию). Происходящие экономические изменения  в ситуации сложившейся из-за распространения короновирусной инфекции и изменения порядка проведения ЕГЭ, ГВЭ, вступительных условий приемных комиссий в профессионально – образовательных учреждениях  изменили предпочтения современных школьников и повлияли на решение дальнейшего обучения.
Примечательно, что в 2021 году на 13,3% снизился показатель респондентов, желающих продолжить обучение в образовательных учреждениях высшего звена. От общего числа анкетируемых,   выбор на высшее образование сделали только 28,6%,   когда в 2020 году показатель составлял 41,9%.   Поступить в колледж в 2021 году нацелены 47,6% школьников, и этот показатель поднялся на 10,4%, так как в 2020 году число подростков, которые рассматривали получение образования среднего профессионального звена, составляла 37,2%.  Работать и учиться  проявили инициативу 13,9% учащихся.  Устроиться на работу без продолжения обучения выбрало  3,9%  опрошенных. 
 

 
Для нового поколения школьников выбор жизненного пути – это серьезный шаг в профессиональное будущее. Он должен быть обдуман, взвешен, выбор профессии должен быть реалистичен, с большей вероятностью определен социальный статус и место работы.
Систематическая профориентационная деятельность помогает сузить «коридор» выбора профессий и наметить стратегию получения образования. На вопрос, что помогло сделать выбор профессии,  57% школьников отметили свое участие в профориентационных мероприятия, 42,2% указали на профориентационные тесты, 25,2% - встреча с профконсультантом, 24,7% -мастер-классы от специалистов, 23,8% -экскурсии, 20,6%-посещение кружков. Из графика видно, как важна роль профориентационных мероприятий.    
 

 
Профориентационная работа, проводимая в школе, помогает школьникам более осознанно подходить к выбору профессии, в связи, с чем вызывает у них серьезное осмысление такого шага.  
На способность принимать решение, безусловно, влияет информированность. В 2020 году показатель  респондентов, не испытывающих трудности с выбором при полной информированности и представление об интересующей их сфере деятельности   составлял 76,1% школьников, а в 2021 году показатель дошел до 82,2%, что на 6,1% выше. Преграды перед принятием решения из-за слабой информированности испытывают в 2021 году 17,8% учащихся, по сравнению с 2020 годом (23,9%) показатель ниже.  
 

Чем больше знаешь об интересе своего предмета, тем легче сделать выбор. С этой целью в анкете был  задан вопрос: «Что мешает сделать выбор?»  Рассмотрим этот показатель в разрезе районов Астраханской области.
 

Профориентационные практики расширяют кругозор и меняют взгляд на вещи, которые раньше казались сами собой разумеющимися. Однако не во всех районах области профориентационная деятельность доведена до высокого уровня. В результате самый лучший показатель у Красноярского района, который говорит об активности и инициативности педагогов и специалистов служб профориентационной деятельности. А вот у Лиманского и Ахтубинского районов, отмечается самый высокий показатель по слабой информированности.   Однако  во всех районах сохраняется процент подростков отдельных категорий, которые слабо вовлечены в профориентационные мероприятия.  К ним относятся учащиеся школ-интернатов, дети с ограниченными возможностями здоровья и других особых категорий.
Что  же все-таки является для современного школьника последним шагом к окончательному выбору. С каждым годом увеличивается число подростков, которые понимают, как важно человеку, выбирающему профессию, суметь реально оценить свои возможности, способности, интересы.  Большую часть своей жизни человек проводит на работе, поэтому существует ложное мнение о том, что работа должна быть образом жизни.  К сожалению таких от общего числа респондентов   7, 6%, но этот показатель уже ниже, по сравнению с 2020 годом (9,8%).  Другие считают, что определяет профессиональность специалиста его стремление к карьерному росту -  таких,  14,2%, и этот показатель мнения стал  ниже  на 10,1% (24,3%- в 2020 году).
 Безусловно, умение ставить цели и достигать их, получая одновременно профессиональные знания и умения – это качество, которое весьма поможет человеку  увеличить свой доход, и все же является приоритетным критерием профессионализма.
Но многие подростки, считают  получение диплома об образовании, самым важным критерием профессиональности – таких 42%  респондентов,  хотя данный показатель в 2020 году был ниже (28,6%).   И все-таки важным определением является получение и накопление опыта в профессиональной деятельности, с этим мнением согласилось   47,4%, и этот показатель выше, чем в 2020 году  (30,1%).
 

 Формирования профессиональных намерений старшеклассников с учетом возможностей и особенностей на современном этапе развития общества  определяет  востребованность профессиональных сфер деятельности.
 Практически невозможно точно предсказать, как будут обстоять дела в той или иной сфере даже через год, можно только делать предположения, основанные на анализе и исследовании. Каждое новое поколение выпускников школ меняет свои предпочтения к профессиям, и это объясняется целым рядом причин. В 2019 году Астраханские школьники проявляли активный интерес к IT- технологиям, программированию и ставили эту сферу деятельности на первое место.  В 2020 году лидировала  медицинская сфера деятельности, набрав 16,5%  голосов опрошенных. Сегодня она  продолжает удерживать эту позицию и в  2021 году показатель стал выше – 20,2%. Вторую позицию в шкале рейтинга вновь заняли IT- технологии и программирование. С шестого места на третье поднялась юридическая сфера деятельности – 13,3%.
А вот социально-педагогическая сфера деятельности сдала позицию и набрала 5,6%, что ниже, чем в 2020 году (11, 3%).  Упал показатель и научной сферы, зато незначительно, но все-таки вызвала интерес у школьников аграрно-сельскохозяйственная сфера деятельности. Школьники нашего региона также в 2021 году выделили контрольно-экономическую сферу. Исходя из графика видно, что все другие сферы деятельности уступили свои позиции, по сравнению с 2020 годом.
 

 
 
Заключение:
Серьезный выбор нельзя сделать без серьезной подготовки. Важно создать условия для психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении обучающихся. И продолжать  оказывать помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии и формировать в сознание молодого поколения самостоятельный интерес  к  выбору не только профессии, а ко всему профессиональному пути.
Изменяющиеся экономические условия влекут за собой и изменения на рынке труда и принятие оптимального решения о профессиональном будущем современного поколения. Исследование показывает, что   на выбор школьников влияет  рынок рабочих мест. Так, разрушение существовавшего стереотипа "выбора одной профессии один-единственный раз и на всю жизнь" обусловлено конкуренцией на рынке труда, реальными ситуациями банкротства предприятий, риском остаться без работы и др.
В условиях целостной системной профориентационной работы важны комплексные мероприятия, дающие возможность ребенку погружение не только в информационное пространство, но и в атмосферу профессиональной деятельности, чтобы иметь полное представление о данной специальности и рабочих процессах.
 Проведенное исследование показало, что в настоящие время новое поколение  школьников изучило требования работодателей к молодым специалистам. Ведь на рынке труда все больше ищут не специалистов высшего звена, а тех, кто проработал на производстве и даже, тех, кто после вуза пришел, сначала сажают мастером и говорят: «покажи, что ты умеешь». Обучение в учреждениях профобразования не мешает продвижению по карьерной лестнице и получению высшего образования.
В отличие от учащихся 10-го и 11-го класса, учащиеся колледжей и профлицеев имеют право на стипендию, бесплатное питание и общежитие. К тому времени, когда их сверстники только определяются со сферой деятельности и поступают в вуз, они четко знают, чем будут заниматься в жизни, имеют профессию и стабильный заработок.
Осложнение выбора профессии в условиях рыночной экономики, для которой характерны  конкурентность, высокие требования к профессионализму, социальная и психологическая адаптация, профессиональная мобильность работников, обострение ситуации занятости населения ставит серьезные профориентационные задачи перед педагогами школ.
Системная профориентационная деятельность в школе остается главной,  осуществляя подготовку учащихся к самостоятельной трудовой жизни на всех этапах, в различных направлениях и формах этой работы, с учетом новых тенденции и особенностей выбора профессии в современных условиях
Проведя исследования, стало заметно, что на формирование профессиональных намерений  влияет роль общения подростков  с взрослыми и продолжает оставаться достаточно сильным. Зато число школьников, принимающих, самостоятельно решение с выбором профессии растет. Но, остается процент выпускников средних школ, для которых все еще характерно состояние беспомощности и растерянности, претенциозности и в то же время упования на случай.  Таким образом, важно проводить профтестирование со школьниками, что позволит выявить индивидуальные особенности личности, ценности и установки в трудовой сфере, причины проблем в усвоение тех или иных школьных предметов, общении и адаптации.  Тем самым «сузить коридор» выбора профессии. 
Педагогам необходимо  чаще проводить мероприятия для родителей, чтобы повысить их профориентационную грамотность и продолжать тесное сотрудничество со специалистами службы занятости,  учитывая социально-экономические изменения на рынке труда. Центры занятости населения Астраханской области готовы оказать помощь:
  • в организации профориентационных мероприятий в школе;
  • провести тестирование учащихся на выявление способностей к определенным видам деятельности;
  • организовать экскурсии на различные предприятия района и региона в целом, а также встречи с представителями различных профессий;
  • провести беседы с родителями о важности выбора профессии их детьми;
  • предоставить различные профориентационные методические материалы;
  • организовать встречу со специалистами организаций;
  • провести индивидуальную профконсультацию;
 
Современные  школьники стали лучше понимать, что от того, насколько выбор профессии будет сделан осознанно, насколько правильно  расставлены приоритеты будет зависеть профессиональное развитие, карьерный рост и личностное благополучие человека.  Проведенный опрос показывает и отношение современных подростков к популяризации рабочих профессий.
 
 
 
 
Яндекс.Метрика Количество просмотров
Количество визитов
Количество уникальных посетителей